Радикальная резекция метастазов рака молочной железы в позвоночник
Новые возможности комплексной терапии в борьбе с раком
Современные возможности комплексной (лучевой и лекарственной) терапии в связи с новыми диагностическими, анестезиологическими и хирургическими возможностями у части пациентов позволяют получить стойкие и продолжительные ремиссии злокачественных опухолей.
С учетом этого возникает потребность в совершенствовании способов хирургического лечения позвоночника, позволяющих эффективно, с наименьшей травмой для пациента восстановить утраченные функции позвоночника и спинного мозга.
В настоящее время хирургическим лечением патологических переломов позвоночника занимаются во многих клиниках и научных центрах. Применяются новые хирургические методы, позволяющие значительно улучшить качество жизни пациентов, не прибегая к обширным оперативным вмешательствам. Предлагаются и достаточно успешно применяются различные способы декомпрессии дурального мешка и стабилизации позвоночного столба.
Несмотря на это, проблема патологических переломов остается актуальной и требует дальнейшего изучения, так как тяжелое общее состояние пациента не всегда позволяет осуществить необходимый объем хирургического вмешательства.
В настоящее время нет единого мнения в определении объема оперативных вмешательств у пациентов с метастатическими поражениями (МТС) позвоночника.
Нередко поднимается вопрос о целесообразности выполнения радикальных операций особенно у пациентов с чувствительной к специфической терапии первичной опухолью в связи с заведомо паллиативным характером операции и возможными интра- и послеоперационными осложнениями.
Цель исследования, проведённого учёными из РНИИТО им. Р.Р. Вредена - оценить эффективность радикальной резекции метастатической опухоли позвоночника в комплексной терапии больных раком молочной железы (РМЖ).
С 1998 по 2008 гг. в клинике института прооперировано 104 пациента с МТС рака молочной железы в позвоночник. Тактика и объем хирургического вмешательства зависели от вида опухоли (чувствительности к лучевой и лекарственной терапии), локализации, клинических проявлений поражения позвоночника, возраста и соматического состояния пациента, анестезиологического риска по шкале ARA (Anesthetic Risk Assessment) и прогноза для жизни по Tokuhashi.
Удаление опухоли, декомпрессия нервных образований, восстановление функции позвоночного столба
В ходе оперативного лечения решались следующие задачи: удаление опухоли, декомпрессия нервных образований, восстановление функции позвоночного столба. Радикальная резекция МТС по классификации W.F.Enneking, (1986) с последующей реконструкцией кости выполнена 39 (37,5%) пациентам (основная группа).
Остальным 65 (62,5%) (контрольная группа) были выполнены паллиативные операции, которые заключались в декомпрессии спинного мозга и его образований (ляминэктомия с резекцией ножек или циркулярной декомпрессии) и стабилизации позвоночного столба. Стандартная ламинэктомия, учитывая характер сдавления дурального мешка (передняя форма компрессии) и ее неэффективность, нами не выполнялась.
Показанием являлся патологический перелом (или угроза перелома) позвонка, сопровождающийся стойким болевым синдромом или неврологическими расстройствами с нарушением функции позвоночника, на фоне солитарного МТС.
Оценка результатов производилась на основании шкалы боли McAfee (1989), восстановления функции позвоночника и качества жизни пациентов (по шкале SF-36) до и после вмешательства, рецидива и продолженного роста опухоли. Регресс неврологической симптоматики оценивался по шкале ASIA/IMSOP (1996). Сравнивались показатели травматичности операций и выживаемости оперированных больных.
В контрольной группе пациентов локальные рецидивы отмечены у 6 (9,2%), что в 3 случаях (4,6 %) потребовало повторного оперативного вмешательства. В основной группе пациентов продолженного роста опухоли не отмечалось. Восстановление функции позвоночника с регрессом болевой и неврологической симптоматики достигнуто во всех случаях, что сопровождалось улучшением качества жизни пациентов.
Степень регресса неврологической симптоматики зависела от продолжительности компрессии спинного мозга и сроков хирургического лечения после возникновения неврологического дефицита. Показатели травматичности вмешательств (объем кровопотери, длительность операции и восстановительного периода) были наибольшими у пациентов данной группы по сравнению с паллиативными вмешательствами.
Во всех случаях длительность госпитального периода (особенно восстановительного) потребовала внесения изменений в сроки курсов лекарственной терапии. Статистические показатели выживаемости больных соответствовали группе пациентов с распространенным РМЖ с МТС в кости, перенесших паллиативные вмешательства.
Несмотря на чувствительность к химио-, лучевой терапии первичной опухоли при выполнении паллиативных операций возможен продолженный рост МТС. В связи с этим, по возможности, следует выполнить радикальную резекцию опухоли. Радикальное удаление МТС рака молочной железы в позвоночник является эффективным способом восстановления утраченных функций и позволяет исключить продолженный рост опухоли.
Однако данные операции сами по себе сопряжены с высоким риском, как для жизни больного, так и послеоперационных осложнений и должны выполняться по строгим показаниям при прогнозе жизни пациента более года.
Ссылки по теме:
- Опухоли позвоночника: виды, классификация, симптомы, диагностика, лечение
- Алгоритм хирургического лечения больных с опухолями позвоночника
- Опухоли позвоночника и перспективы их лечения на современном этапе развития вертебрологии
Автор материала Елена Васильева, врач общей практики специально для Spinet.ru
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Также стоит почитать:
Загрузка...