Сколиоз приводит к изменению самооценки у подростков
Основные заболевания подростков: боли в позвоночнике и их причины
По данным отечественных и зарубежных авторов существует тесная связь физической неполноценности и личностных нарушений у подростков. Субъективная репрезентация собственной личности отражается в содержании Я -концепции, под которой мы понимаем всю совокупность мыслей, чувств, образов, метафор и оценок, отражающих представления человека о себе.
Я - концепция и ее важнейший компонент - собственно самооценка, - являются важнейшими факторами, влияющими на поведение, и определяющими социально - психологическую адаптацию личности.
Учёные из НИИ травматологии и ортопедии г. Новосибирска целью своего исследования поставили выявление специфических особенностей Я - концепции и выделение факторов, обусловливающих эту специфику у девочек-подростков со сколиозом.
В исследовании приняли участие 57 девочек-подростков от 13 до 16 лет, со сколиотической болезнью III - IV степени, проходивших оперативное лечение в клинике детской и подростковой вертебрологии Новосибирского НИИТО. Были использованы следующие методы: клиническое интервью, наблюдение, а также эксперимент с использованием ряда психодиагностических методик (тест ассоциативной реминесценции, ассоциативный тест, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн). Исследование проводилось в два этапа в предоперационном периоде.
Особенности Я-концепции подростков со сколиотической болезнью
Специфической особенностью Я-концепции подростков со сколиотической болезнью является искаженное выраженное эмоционально-оценочное отношение к телу, тесно ассоциированное с представлениями о женственности красоте, семье.
Высоко актуализирована тема внутрисемейных отношений с выраженной потребностью в эмоциональном принятии со стороны близких. Уровень самооценки в большинстве случае - адекватный с тенденцией к завышенному; в структуре самооценки Я-реальное приближено к Я-идеальному по факторам "эмоциональной отзывчивости", "моральной оценки характера" (плохой-хороший), "внешней привлекательности".
Существенный разрыв Я-реального и Я-идеального наблюдается по факторам "уверенность в себе", "ощущения себя счастливым", причем Я-идеальное располагается на крайнем полюсе шкалы, т.е. подросток стремится быть исключительно самоуверенным и самым счастливым, в то время как уровень интеллекта, качества характера вполне устраивают и на среднем уровне.
"Внешняя привлекательность" распадается на две составляющие - "в целом" и "спина", причем общая привлекательность расценивается как удовлетворительная, второй же компонент - спина, осанка - выпадает из системы оценивания, вероятно, в связи с пребыванием в стационаре и большими надеждами на эффективность лечения: "вот только спину выпрямить и все!".
Фактор "авторитетности, способности влиять на окружающих" в структуре самооценки в большинстве случаев оказывается существенно ниже среднего уровня, причем самими подростками это расценивается как удовлетворительная ситуация.
Бессознательные компоненты Я-концепции, выявляемые при использовании ассоциативных методик, указывают на ощущение внутренней отстраненности от окружающих, отгороженности, инаковости. Таким образом, выявленные особенности можно интерпретировать как расщепление личности на две субличности с формированием невротического конфликта между ними.
Первая субличность предъявляется социуму и имеет выраженное рационально-интеллектуальное содержание, ведущая репрезентативная система - аудиальная. Уровень самооценки данной субличности в большинстве случае - адекватный с тенденцией к завышенному. Характерно стремление к достижению выраженных позитивных эмоциональных состояний (самый уверенный, самый счастливый, самый привлекательный), которые являются для данных пациентов важнейшими ценностями, но отсутствуют конкретные критерии их достижения.
Вторая субличность - телесно-кинестетическая, проблемная - вытесняется и диссоциируется. Данный процесс выражается в отделении себя от проблемной "спины". "Спина" как область психологического "канализирования" обширного списка травмирующих переживаний, зачастую связанных со сложностями межличностного взаимодействия, наделяется негативными характеристиками: "кривая", "горбатая", "мешает мне жить", "из-за нее я многое не могу себе позволить" и т.д., и осознается как пассивно-зависимый компонент личности, нуждающийся во внешнем воздействии: оперативном лечении, выпрямлении.
Основные сложности лечения болей в спине у подросткой
Факт внешней манипуляции на уровне телесности, с субъективной точки зрения, должен оказать глобально терапевтирующее воздействие - изменить к лучшему всю жизнь пациента, сделать подростка успешным, в первую очередь, во внешних коммуникациях. Процесс диссоциации сопровождается явлениями вербальной алекситимии - сложностью в определении и словесном выражении своих чувств и ощущений, что является фактором последующего усиления диссоциации, а в будущем - и риска развития различных психосоматических заболеваний и аддиктивного поведения.
Таким образом, процесс диссоциации и формирования невротического конфликта приводит к неустойчивой "Я"-концепции, что выражается в ощущении "инаковости" от других людей. Результатом является чувство общей неуверенности, особенно усиливающегося в социальном контексте, иногда доходящего до уровня социальной фобии.
Внутренний конфликт проявляется в виде повышенной тревожности, с которой подросток борется отгораживанием от социума, требуя повышенной эмоциональной поддержки со стороны семьи. Данный феномен может сохраняться и после полной хирургической коррекции деформации позвоночника, что является показанием для психотерапевтической коррекции.
Психотерапия направлена на решение невротического конфликта и интеграцию субличностей, устранение вербальной алекситимии, повышение отдельных факторов самооценки, в частности - фактора "авторитетности, способности влиять на окружающих", социализацию. В терапии используются методы иммагинации, психосинтез, нейролингвистического программирования, терапии творческим самовыражением, групповая и семейная психотерапия.
Ссылки по теме:
- Заболевания позвоночника (сколиоз, остеохондроз) у детей
- Физиотерапия приносит пользу при подростковом сколиозе
- О влиянии тяжёлых форм сколиоза на состояние структурных элементов позвоночного канала
Автор материала Елена Васильева, врач общей практики специально для Spinet.ru
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Также стоит почитать:
Загрузка...