Консультации по телефону улучшают результаты хирургического лечения болей в спине
Исследования ученых из Johns Hopkins Medicine демонстрируют, что телефонные разговоры с консультантами помогают пациентам значительно улучшить восстановление и уменьшить боли после операций на позвоночнике. Поразительно, что такой результат давала даже короткая серия консультаций.
Целью телефонных звонков было улучшение послеоперационного и преоперационного ухода. Эти меры направлены на повышение значения поддерживающей физической терапии и упражнений по укреплению спины. Относительно недорогие и простые, они могут максимизировать результаты хирургического лечения многих пациентов, перенесших операции на позвоночнике. Отчет о результатах работы ученых опубликован в журнале «Архивы физической медицины и реабилитации».
Ведущий автор исследования Р. Сколаски отмечает, что телефонное консультирование дает значимые результаты, поскольку пациенты получают выгоду от физической терапии и упражнений, выполняемых на дому, при поддержке телефонных консультантов. Такой подход не только улучшит результаты лечения пациентов, но и снизит расходы на их лечение.
Ранее проведенные исследования показали, что многие пациенты после операции на позвоночнике экономят на физической терапии, а также не делают домашних упражнений. При этом до 40% пациентов продолжают испытывать боль после операции, связанную, главным образом, с потерей мышечного тонуса, которая отмечается вследствие многолетних болей в спине и уменьшения подвижности позвоночника. Проблема усугубляется наличием глубоких хирургических разрезов, выполненных в мышечной ткани во время операции на спине.
Исследователи из Университета Джона Хопкинса изучили данные 122 пациентов в возрасте 46 - 72 лет из числа тех, кто перенес операцию на позвоночнике в одноименной больнице в 2009-2012 гг. Оперативные вмешательства проводились с целью устранения стеноза позвоночного канала - состояния, возникающего вследствие дегенерации позвонков, и связанного со сдавлением спинного мозга, вызывающего болевой синдром. Стеноз позвоночного канала - наиболее распространенная причина, по которой проводятся операции на позвоночнике. К 2025 году, как ожидается, это заболевание затронет более 60 млн. жителей США.
Всем пациентам, участвующим в исследовании, назначались либо домашние упражнения, либо физическая терапия с целью ускорения восстановления после операции. Около половины участников также получали телефонные консультации, которые проводили опытные консультанты, специализирующиеся на программах восстановления после хирургических операций на позвоночнике. На этих консультациях с пациентами обсуждалась важность физических упражнений для восстановления после операции. Первый наиболее продолжительный телефонный разговор проводился за несколько недель до операции. Затем консультанты делали еще 2 короткие телефонные консультации через 6 недель и 3 месяца после операции.
В целом, пациенты, получавшие телефонные звонки консультантов и выполняющие упражнения дома или участвующие в программах физической терапии, восстанавливались после операции быстрее, испытывали меньшие послеоперационные боли, у них отмечался меньший уровень инвалидности через 6 месяцев после вмешательства, в сравнении с пациентами, к которым применялся стандартный «групповой», а не «индивидуальный» подход консультировании.
Через полгода после операции у 74% пациентов, получавших консультации по телефону, отмечались значительные улучшения в части функционирования, а также уменьшились болевые ощущения. В группе тех, кто не получал подобные консультации, подобные положительные результаты отметили 41% пациентов.
Современная ортопедия делает большие успехи, новые хирургические методы коррекции деформаций позвоночника помогают пациентам избавиться от болей и повысить качество жизни. Физическая терапия дает возможность получить дополнительную пользу от операции. Однако далеко не все пациенты мотивированы проходить курс физической терапии. Поэтому важно вовлекать пациентов в пре- и послеоперационные программы восстановления. Исследование показывает, что найден достаточно эффективный способ увеличить мотивированность пациентов, чтобы те стали активными участниками физической реабилитации и восстановления после перенесенной операции.
Исследователи отмечают, что модели телефонных разговоров были разработаны с использованием устоявшихся методов мотивационного собеседования, которые побуждают пациентов проявить заботу о себе и стать активными участники процесса послеоперационного восстановления. Данный вид интерактивного консультирования уже показал хорошие результаты у пациентов с диабетом и высоким кровяным давлением. Призывы в ходе телефонного консультирования направлены на формирование у пациентов представления о том, что они могут оказать себе помощь сами, а также такое консультирование оптимизирует сотрудничество между консультантом и пациентом.
Психологическими факторами, которые ограничивали пациентов в выполнении физических упражнений, в частности, являлись: низкая самооценка, неуверенность в способности выполнять упражнения, страх совершать движения. Эти препятствия, независимо от того реальные они или мнимые, должны быть на контроле каждого клинициста, важно предпринять меры по улучшению взаимодействия между врачом и пациентом.
Автор материала Елена Васильева, врач общей практики специально для Spinet.ru
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Также стоит почитать:
Загрузка...