Экспертная оценка в организации и планировании инновационной деятельности в здравоохранении на примере ФГБУ "Новосибирский НИИТО"
Модель развития инноваций в здравоохранении предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений. Выявление проблемных областей существующей системы организации инновационной деятельности в здравоохранении с использованием экспертных оценок позволит определить предполагаемые пути внедрения инновационной деятельности.
Цель исследования, проведённого в Новосибирском НИИТО, - формирование перспективной модели планирования инновационной деятельности в учреждении здравоохранения.
Для прогнозирования проблемных областей в организации инновационной деятельности в учреждениях здравоохранения был проведен экспертный опрос, в котором участвовали 67 специалистов, принимающих решение по управлению, организации и планированию деятельности различных учреждений здравоохранения (руководители различных форм собственности и ведомств, их заместители, главные врачи медицинских центров, больниц, поликлиник). Среди них мужчины составили 51 %, женщины - 49 %. Стаж по основной специальности у 31,3 % опрошенных составляет 20-29 лет, у 28,1 % - 30 лет и более, у 21,9 % - 10-19 лет, менее 10 лет - лишь у 18,7 %. Квалификационный уровень специалистов достаточно высок: 76,4 % имеют высшую категорию, 13,6 % - первую, 4,0 % - вторую. Состав экспертной группы представлен квалифицированными специалистами, имеющими опыт в сфере управленческой деятельности и организационной работы.
Анализ результатов опроса организаторов здравоохранения показал, что более эффективному развитию инновационной системы в Российской Федерации будут способствовать, в первую очередь, совершенствование нормативно-правовой базы (65,25 %) и создание систем государственного регулирования инновационной деятельности (64,26 %); во вторую - создание информационных баз данных инновационных технологий и инновационных проектов (62,25 %) и развитие инфраструктуры инновационной деятельности (59,24 %). Среди задач инновационной политики в сфере здравоохранения большую значимость имеют разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения (66,20 %), усиление конкурентоспособности (58,18 %), стимулирование инновационной активности (54,16 %), формирование бизнес-среды (52,16 %), развитие инфраструктуры инновационной деятельности (50,15 %), улучшение взаимодействия между уров
нями организации инноваций (49,15 %). К основным условиям для внедрения инновационной деятельности в медицинские учреждения отнесены следующие: адекватное финансирование (22 % опрошенных), создание специальных структур, занимающихся инновациями (20 %), привлечение подготовленных специалистов (20 %), а также правовое регулирование и защита интересов учреждений, занимающихся инновационной деятельностью (19 %). Специалисты предполагают, что наиболее приемлемой базой для организации инноваций являются клиники при университетах и НИИ (45 % опрошенных), 25 % организаторов здравоохранения высказались, что это должны быть учреждения федерального подчинения, 15 % отметили учреждения здравоохранения областного уровня, а за учреждения негосударственной формы - 11 %; завершающим звеном в этом списке явились учреждения муниципального здравоохранения - 4 %. В целом эксперты считают, что внедрение инноваций в медицинскую отрасль повлечет за собой повышение статуса медицинского учреждения (66,22 %), привлечение дополнительных средств для развития (62,21 %), повышение качества медицинской услуги (61,20 %), повышение мотивации медицинского персонала к профессиональному росту (60,20 %), а также удовлетворенность потребителей (52,17 %).
Эксперты определили также структуры, которые помогут решить вопросы организации и обеспечения инновационной деятельности в учреждениях здравоохранения: 20,24 % опрошенных считают необходимым создание юридического отдела, 18,21 % - выступают за создание отдела НИР и НИОКР, 17,20 % респондентов отметили необходимость создания отдела финансового обеспечения, 13,15 % респондентов обязательным считают наличие экспериментального отдела, одинаковыми по степени значимыми при опросе стали отдел маркетинга и тиражирования технологий, а также отдел патентования - по 8,10 %.
По результатам экспертной оценки были определены проблемные области в организации инновационной деятельности и основные направления надлежащих изменений, которые, в свою очередь, позволили сформировать предпосылки для создания перспективной модели планирования инновационной деятельности в учреждении здравоохранения.
Автор материала Елена Васильева, врач общей практики специально для Spinet.ru
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Также стоит почитать:
Загрузка...