•   •   •   •   •   •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Следующая тема
Предыдущая тема

Начать новую темуОтветить на тему Предыдущая темаEmail другу.Список пользователей, просмотревших темуСохранить тему как файлPrintable versionВойти и проверить личные сообщенияСледующая тема
Автор Сообщение
Дауль



 Пользователь Страница пользователя в социальной сети Пригласить в чат 

Зарегистрирован: 12 Май 2008
Сообщения: 190

Репутация: 11.8
СообщениеДобавлено: Сб Май 14, 2005 11:00 am  Заголовок сообщения:  Еще раз о восточных практиках Ответить с цитатойЦентр страницыВернуться к началу



   ОтключеныЛичная галерея ДаульПросмотреть профильОтправить личное сообщение
Дауль



 Пользователь Страница пользователя в социальной сети Пригласить в чат 

Зарегистрирован: 12 Май 2008
Сообщения: 190

Репутация: 11.8
СообщениеДобавлено: Сб Май 14, 2005 11:00 am  Заголовок сообщения:   Ответить с цитатойЦентр страницыВернуться к началу

Предлагаю для обсуждения феномен бурятского ламы, который на деле показал запредельные возможности человека, о чем и говорится в таких традициях, как буддизм, цигун и т.д.
ИнфЛюдмила Сергиенко

БУРЯТСКИЙ ЛАМА:
75 ЛЕТ ЗА ГРАНЬЮ СМЕРТИ


10 сентября 2002 года в Бурятии в местности захоронения лам под названием Хухэ-Зуран группа лам и светских лиц извлекла из-под более чем полутораметрового слоя почвы деревянный короб желтого цвета. В коробе находилось тело Даши-Доржо Этигэлова. Когда судебно-медицинский эксперт, присутствовавший при эксгумации, увидел открывшееся лицо, он отказался давать заключение, боясь, что потом ему никто не поверит. Короб был перенесен в Иволгинский дацан (монастырь), и на следующий день тело осмотрели трое экспертов. Тело было одето в оранжевый шелковый халат и зафиксировано в позе лотоса, лицо спеленуто белыми шарфами.


То, что предстало перед глазами экспертов, поражало воображение. Из акта наружного осмотра: «...кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Участвовавший в осмотре тела заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ Игорь Вологдин позднее рассказывал: «Такого в моей практике еще не было. Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой. Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты. Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре. Состояние отличное. Сложили их на полянке. Через пару часов они стали чернеть. Потом превратились в кашу. А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока. А гнилостных изменений нет. Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное — поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это — неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить».



От оборванца к ученому ламе
Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в Улзын Добо (сейчас это село Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано осиротев, он был вынужден пасти чужих овец за пять-семь рублей в год. Уже тогда он мечтал (или знал?) о том, что станет Хамбо ламой — главой буддийской церкви России. Когда ему минуло 15 лет, в его судьбе принял участие Захарэй лама, который увез подростка в Анинский дацан, славившийся своей школой буддийской философии. За 23 года обучения он получил ученое звание габжа (аналог доктора наук) и стал известен как ученый лама. А после этого Этигэлов начинает изучать медицину, поступив простым учеником в Тамчинский дацан, и становится еще и доктором медицины. В 1898 году он возвращается в родные места и начинает преподавать буддийскую философию в Янгажинском дацане. Через шесть лет он станет его настоятелем.

Янжима Васильева, директор Института Пандидо Хамбо ламы Этигэлова: «Самая главная задача служителей дацана, как я это понимаю, — удерживать равновесие в природе, гармонизировать отношения человека с природой. В то же время они, конечно, помогают людям. У нас на рубеже веков на 20 человек был один монах. И представьте, их же всех содержали, они имели возможность совершенствоваться, и жил-то народ не бедно. Я выяснила, что самый бедный бурят до революции имел восемь дойных коров. Этого уровня сейчас в Бурятии еще мало кто достиг. А жили они так хорошо, потому что жили в гармонии с природой. Дацан — это порядка 2000 учеников, около 800 лам. Представьте себе — 800 лам одновременно садятся, проводят хурал, читают священные книги. Там такая сила!..»

Этигэлов был инициатором строительства новых дуганов (храмов), на которые пожертвовал все свои личные сбережения (15 000 рублей), лечил и просвещал людей. За свои усилия он был награжден шейной и нагрудной царскими медалями.

Весной 1911 года из числа десяти претендентов Этигэлов был избран XII Пандидо Хамбо ламой буддийского духовенства Восточной Сибири. В феврале 1913 года он во главе делегации был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых. А в марте его принял сам император.

После начала первой мировой войны по инициативе Этигэлова для помощи фронту было создано «Общебурятское общество». Оно собирало для фронта деньги, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, оборудовало в прифронтовой полосе лазарет. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, Этигэлов в 1916 году был награжден орденом Святой Анны II степени. Но было и признание неофициальное, народное. Вернувшись с тыловых работ в 1917 году, земляки привезли сочиненную на фронте песню, посвященную Хамбо ламе Этигэлову.

А еще была духовная практика, о которой можно только догадываться по скупым, отрывочным сведениям.

Янжима Васильева: «Этигэлов был действительно тантрист очень высокого уровня. У нас осталось полицейское донесение, в котором написано, что 1 мая 1917 года, когда вернулись с первой мировой войны фронтовики, они решили создать революционный комитет. А станичный атаман подговорил фронтовиков и разогнал этот комитет и устроил пьянку на территории Тамчинского дацана. Когда Хамбо лама Этигэлов возвращался из Верхнеудинска, узнав об этом, он проехал одно озеро (оно до сих пор есть, сейчас его почему-то Сульфатное зовут, а вообще-то оно Белое), проехал, как по мощеной дороге. Когда он добрался до западного берега, крутого берега Гусиного озера (к сожалению, сейчас там ГРЭС построили, воду подняли, уже этот крутой берег не такой крутой), он прыгнул вместе с лошадью в это озеро, и озеро разошлось в две стороны».

Янжима Васильева: «По профессии я эколог и имела мало отношения к религии. Но через какое-то время я поняла, что все экологические мероприятия — это пустая трата денег и времени. Мы пришли к тому, что надо работать с сознанием людей. Как? Только вместе с религией. Больше никто не дает ответов, как нам сохраниться на этой земле, как чувствовать себя частью природы. Так я начала погружаться в дацан, общаться с ламами».


О том, что Этигэлов был практик высочайшего уровня, говорит и тот факт, что он написал комментарий к сочинению Цзонхавы «Хвала взаимнозависимого происхождения» (XV век), в котором провел всесторонний анализ Пустоты и изложил принципы по ее достижению. Как должно быть понятно читателю, сделать это теоретически, не руководствуясь собственным опытом, просто невозможно. Всего же за свою жизнь Хамбо лама Этигэлов по просьбе лам написал более 50 книг по буддизму и тибетской медицине.

Здесь, пожалуй, надо сделать небольшое отступление от нашего рассказа и изложить некоторые принципы философии махаяны. В махаяне, или, как ее еще называют, северном буддизме, особое место занимает понятие Пустоты. Это истинная сущность, которая находится в основании всего проявленного, основа существования. Она — единственное, что неизменно, вечно и реально, в то время как все проявленное изменяется, преходяще и нереально. Но вместе с тем все проявленное содержит в себе эту истинную сущность и благодаря этому существует. Человеческий разум может постичь ее — и в этом смысл и конечная цель человеческого существования. Прикоснувшись к осознанию Пустоты, человек открывает для себя единственную реальность и осознает всю иллюзорность проявленного мира. Тогда для него нет больше тайн, тогда его долгий путь из воплощения в воплощение закончен и жизнь в этом мире больше ничему не может его научить. Он волен уйти из Сансары (круговорота рождений, смертей и перевоплощений), чтобы погрузиться в блаженство Нирваны. Но разве может тот, чья душа полна сострадания к другим, уйти, зная, что все живущие обречены страдать? Как может он спастись один, не протянув руку помощи человечеству, пребывающему в неведении? Поэтому в махаяне жертва собственным, личным ради помощи другим становится основой всего учения.

В 1917 году по состоянию здоровья Этигэлов сложил с себя полномочия Пандидо Хамбо ламы и вернулся в Янгажинский дацан.

В 1927 году, за год до массовых арестов и расстрелов лам, Этигэлов собрал своих учеников и, в состоянии медитации, ушел в Нирвану.

Янжима Васильева: «Все, что мы знаем, это то, что 15 июня 1927 года Этигэлов собрал всех своих учеников и лам Янгажинского дацана и попросил их читать ему молитву благопожелания уходящему. Некоторые его ученики удивились: „Как мы можем читать, когда вы еще живы?“ Тогда он замолчал. А через несколько часов стал сам читать. И тогда все подхватили. По нашим воззрениям, когда много народу читает, энергия сгущается и ее воздействие очень сильное. Когда они все прочитали, его просвещенные ученики сделали то, что надо сделать. А он всем громогласно сказал, чтобы через 30 лет пришли к нему и посмотрели его тело. И добавил, что через 75 лет он к ним вернется».



Возвращение Этигэлова
Буквально через полгода начались погромы — религию как «опиум для народа» требовалось не только физически уничтожить, но и полностью искоренить из сознания. Арестовывали лам, разрушали монастыри. Анинский дацан взорвали, потом на его месте устроили скотобойню — осквернять так осквернять. Буряты прошли через такой же страшный геноцид, как и все народы. Быть буддистом стало опасно. Ламы были вынуждены работать в колхозах. Любое религиозное слово грозило ссылкой. Вся история с Хамбо ламой подзабылась. Знали, что был такой лама, который написал комментарии к Цзонхаве, знали, что где-то есть его тело... Лишь два ламы — ученики Этигэлова — до70-х годовтайком ухаживали за телом и проводили все необходимые обряды. За все это время тело полностью извлекали дважды: в 1955 и 1973 годах. В 1955 году, как говорят, оно было теплое в районе сердца.

И два года назад его извлекли уже окончательно.

Янжима Васильева: «Меня вызвал нынешний Хамбо лама Аюшеев и дал задание. Я была призвана, потому что, во-первых, была родственницей, а во-вторых, я много работала с буддийской санкхьей (общиной). Когда я первый раз столкнулась с ламами, с их финансовым положением, я была в ужасе. Я подумала: боже мой, как они выдерживают! На грани, жилы себе рвут. Студентов надо накормить два раза в день, их надо учить, некоторые преподаватели из Индии — им надо платить деньги. Я думала: боже мой, как они выдерживают! И после этого я просто начала помогать им как могла — где-то финансами, где-то как-то иначе. Поэтому я оказалась в этих кругах, когда появился Этигэлов.

Мне было сказано: никого не зовите. Если придут, два раза откажите. На третий раз посмотрите, насколько чисты их намерения. Второй наказ был: осторожнее с западным зарубежьем. Помните, что он был главой буддийской церкви России. Он давал клятву верности, поэтому мы должны не забывать, что, если мы что-то делаем, мы должны думать об Этигэлове. Если какое-то решение принимаем, то исходя из тех решений, которые он когда-то принимал. Хамбо лама Аюшеев сказал, что в соответствии с буддийским учением в своей работе мы должны придерживаться того, как Этигэлов бы это воспринял. Мы должны относиться к нему как к личности. Именно как к личности, а не как к божеству (это, само собой, и так понятно). И третий был наказ: никаких фондов не создавать. Так мы начали работать.

Сначала всего боялись. Первые полгода мало кто спал. Я каждое утро просыпалась со страхом: что же случилось с телом? Но когда прошло полгода, мы перестали бояться. Ламы круглосуточно следили за телом. В январе тело стало давать знаки. Повысилась влажность. Ламы поняли и передали нам: „Идите, ищите то, не знаю что“. Этигэлов еще при жизни в 1920 году заложил в землю священные сосуды. Эти священные сосуды предлагаются Хозяину земли в качестве дара. И в то же время они являются катализатором положительной энергии, очищают природную среду. В них находятся 25 разновидностей трав, 5 видов металлов... У нас была информация о том, что сосудов было четыре, и мы нашли эти места. Это было от его тела в радиусе четырех километров. Но выяснилось, что он заложил не четыре священных сосуда, а пять. Нам сказала об этом бабушка, которой 90 лет. Мы бегом от бабушки на это место. А когда нашли пятый сосуд, провели обряд — мгновенно влажность пришла в нормальное состояние. Мы понимаем — как он еще нам иначе скажет?

Также в первую очередь мы начали собирать сведения о нем: ходили по людям, по родственникам. Все было непросто, потому что люди в возрасте. Для них это очень сакрально. Мы по нескольку раз приезжали, беседовали.

Также мы искали аналог такого состояния».

А аналогов известно немного. Буддисты говорят, что великий Цзонхава пребывал в таком состоянии семь дней. Потом у него начали расти ногти.

По словам кандидата филологических наук В.П. Мазурика, возможно, подобным образом ушел из жизни основатель школы Сингон японский учитель Кукай: «В соответствии с одним из преданий, Кукай не умер, а вошел в глубокую медитацию и пребывает в ней до явления в мир бодхисаттвы Майтрейи (яп. Мироку-босацу) через много миллионов лет. То же рассказывают иногда и о Догэне, основателе дзэнской школы Сото. Однако, насколько мне известно, практики эксгумации погребенных в земле тел ни в синтоизме, ни в японском буддизме нет, так что аналогов случаю с Хамбо ламой, видимо, найти не удастся».

Все же нашему западному мышлению требуется разобраться, с чем же мы имеем дело. И некоторые ученые проливают свет на это явление.

Андрей Стрелков, тибетолог, кандидат исторических наук: «Что стоит за этим фактом? Прежде всего, это — не чудо. Данный феномен находится в согласии с буддийскими представлениями о человеке и очевидно показывает их правоту...

Каковы буддийские представления о человеке, допускающие явление нетленности тела и другие феноменальные проявления, непостижимые для современной науки и медицины? Помимо „грубого“ физического тела (кости, сухожилия, плоть, кровь и т. д.), доступного обычному наблюдению, человек обладает особым, не наблюдаемым ни одним прибором, „тонким“ телом... „Грубое“ тело базируется на „тонком“... Достигая высшей стадии йоги, шестой по счету, — особого состояния „самадхи“, йогин в состоянии полностью останавливать жизнедеятельность своего „грубого“ тела. Такое тело кажется умершим, но является нетленным, так как „тонкое“ тело продолжает функционировать... Явление Хамба ламой Даши-Доржо Этигэловым нетленности тела демонстрирует мощь буддийской Дхармы и является вдохновляющим примером для современных практиков буддийской йоги».

Не зря, видно, Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев говорит, что для лам это тело — «учебное пособие».



Зачем он это сделал?
Какие мысли посещают человека, который решается оставить свое тело беззащитным на всеобщее обозрение? По словам Андрея Стрелкова, йогин, который практиковал подобную медитацию, либо поверял тело своим ученикам, либо уединялся перед погружением в самадхи в недоступное место и выставлял магическую защиту. Но уходить так, как Этигэлов, понимая, что, вероятнее всего, некому будет следить за телом (есть сведения, что Этигэлов предвидел грядущие исторические события), представляется большим риском и проявлением мужества. Наверное, до конца понять его мотивы можно, лишь возвысив сознание до его уровня. Но, столкнувшись с этим явлением, человек испытывает шок — сознание отказывается верить в то, что воспринимают органы чувств. Это благотворный шок, ведь он позволяет человеку откинуть скепсис примитивного всезнайства и расширить свое сознание за границы познаваемого. И мир становится не таким, как мы его себе представляли, а более таинственным и глубоким, наполненным тонкими связями, которых мы до этого не видели. Так, может быть, пришло время учиться мыслить по-другому, оценивать вещи по-другому, ставить иные жизненные цели и по-иному к ним идти?

Из Завещания Хамбо Багши Даши-Доржо Этигэлова

...Во время ухода в очередной мир в одиночестве,
Все твое богатство, родные, любимые и близкие,
Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.
Эти богатства, безумно собранные и накопленные,
Превратятся в особый яд и будут бесполезными,
Так учили все предыдущие Будды.
Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня
Практику Десяти Благих Деяний — незамедлительно!!!
Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,
Когда я пребываю в этой жизни.

ормация об этом прошла по многим каналам СМИ, эта статья из журнала "Новый Акрополь"


   ОтключеныЛичная галерея ДаульПросмотреть профильОтправить личное сообщение
Дауль



 Пользователь Страница пользователя в социальной сети Пригласить в чат 

Зарегистрирован: 12 Май 2008
Сообщения: 190

Репутация: 11.8
СообщениеДобавлено: Сб Май 14, 2005 11:00 am  Заголовок сообщения:   Ответить с цитатойЦентр страницыВернуться к началу

ТАКОГО НЕТ НИГДЕ!
Коментарий Г.Г. ЕРШОВОЙ, доктора исторических наук,
директора Института мезоамериканских исследований РГГУ



Как получилось, что вас, специалиста по древним цивилизациям Америки, заинтересовала тема, связанная с Хамбо ламой Этигэловым?
Я действительно специалист по майя и древним американским культурам, но, кроме того, я занимаюсь и теоретическими исследованиями проблем, связанных с тем, что называется религиозным сознанием, в том числе с представлениями о реинкарнации и обращением с телом после смерти. У меня даже вышла книга в соавторстве с Павлом Черносвитовым «Наука и религия: новый симбиоз?». Понятно, что проблема сохранности тела бурятского ламы не оставляла меня в покое. Что все это может значить? Получается, что мы имеем перед собой некое явление, которое никто никогда не изучал. И оно противоречит всем нашим представлениям о том, что является возможной нормой, — имеется в виду сохранность тела в течение 75 лет. И мы понятия не имеем, почему такое могло случиться. Поэтому я приложила максимум усилий для того, чтобы добраться до места — Иволгинского монастыря. Это была буквально разведка, чтобы выяснить: есть объект для исследования или нет. И когда я приехала в Улан-Удэ и поговорила с Хамбо ламой Аюшеевым, нынешним главой буддийской церкви России, я поняла, что действительно никто не занимался изучением этого явления, и самим буддистам это интересно ничуть не меньше, чем мне. Мне повезло на этом этапе и удалось, как было запланировано, максимально собрать материалы и выяснить событийный ряд и суть произошедшего.



В чем все-таки разница между нетленными мощами, или, как это называется, естественной мумификацией, и случаем Хамбо ламы Этигэлова?
Естественная мумификация, как правило, обеспечивается в условиях сухого воздуха. Это может быть под открытым небом, чаще всего в пустынном жарком климате, как, например, в пустынях Чили или севера Мексики. На юго-западе США есть район, где подобное происходит естественным образом. В Египте тоже есть естественные мумии, которые, кстати, принадлежали самым бедным людям, а не царям. Сытых царей приходилось препарировать специально. Мумификация — просто быстрое высыхание, выход влаги из человеческого тела. Необходимо упредить процессы гниения, а в жарком климате оно начинается намного быстрее, чем в наших широтах. Поэтому во многих древних традициях тела, которые мумифицировали, даже не вскрывали, но подсушивали на огне. Широко известные мощи святых — это как раз естественная мумификация. Это люди, которые, видимо, исключали из своего рациона мясные и еще какие-то продукты, и, кроме того, с возрастом при жизни они усыхали до минимума. В Италии в катакомбах, где существовал постоянный температурный режим и присутствовала минимальная влажность, тела умерших монахов высушивались естественным способом. Но чаще под мумификацией подразумевают процедуру, когда вынимаются внутренности, мозг, то есть то, что в первую очередь подвержено гниению; эти органы специально удаляются из тела человека. И даже кожу снимают, дубят в соленой морской воде, а потом опять как бы надевают на тело. Но это совсем другое явление. Эти высушенные останки невозможно согнуть, в них абсолютно нет влаги или мягкости тканей. Даже бывают случаи окаменения останков.

В отличие от этого, тело Этигэлова мягкое, ткани сохранены, их можно прощупать, на них можно надавить, пальпировать внутренние органы, у него сгибаются суставы. Суставы пальцев можно чуть-чуть согнуть, они, правда, возвращаются в первоначальное состояние, как бы немножко пружинят. Плечевые суставы поднимаются, когда его, например, переодевают. Это абсолютно невозможно ни при какой обработке тела. Мощи никто никогда не переоденет, не разогнет, ничего не прощупает. Кроме того, когда Этигэлова поместили в стеклянный куб, был зарегистрирован очень мощный исход влаги из тела, который ламы интерпретировали как указание на пятый священный сосуд, который был зарыт перед погребением в соответствии с традицией. Для нас же это показатель единственно того, что тело теряет влагу. В стеклянном кубе замерялась температура, и, например, были моменты, когда температура внутри него на два-три градуса поднималась вне зависимости от окружающей температуры. То есть вещи непонятные, которые объяснить мы все равно не можем.

Сегодня мы с археологами, антропологами и патологоанатомами обсуждали это, и мнения разные. Врачи, например, в основном считают, что соль, которую насыпали в короб, вытягивает влагу. Но с этим связана другая традиция, которая использовалась китайцами для транспортировки умерших. Соль использовали и в Бурятии или Монголии для мумификации лам, когда соль засыпалась, чтобы буквально консервировать тело, вытягивая влагу. Соль, оказавшаяся в коробе Этигэлова, возможно, привела к тому, что части тела, находившиеся в контакте с солью, подверглись некоторому подсыханию. Мы не знаем, когда соль оказалась в коробе, ведь его два раза вскрывали — в 1955 и 1973 годах. Но это все объект для исследования, пока мы можем только гадать.

Действительно, надо признать, что все это производит впечатление не только на буддистов, а на всех, кто понимает, что это явление не сопоставимо ни с одним из тех, которые известны человечеству. Такого нет нигде. И поэтому мы просто не имеем права проигнорировать великий подвиг буддистского монаха — Этигэлов взял и показал нам, на что способен человек, какими запредельными возможностями он обладает. Это что-то, что находится за пределом того, что открыто всем, в системе обоснований нормальной современной науки. Поэтому мы, как ученые, должны, обязаны пересмотреть привычные парадигмы и включить в них этот феномен — но уже совершенно достоверно описанный нормальным научным языком, с учетом характеристик, которые современной науке доступны. Иначе, если что-то случится с телом, это поразительное событие превратится в очередной миф, который уже не будет иметь такой общечеловеческой значимости.



Я так поняла, что вас там встретили хорошо, потому что вы приехали не с намерением объяснить, что это такое? Вы готовы к тому, что никакого объяснения не последует в ближайшее время?
Да. И не последует. И возможно, мы не получим никаких результатов. Но, по крайней мере, у нас будет несколько показателей, которые мы исключим. Например, исключим возможность божественного происхождения.



А что это значит — божественное происхождение?
Есть одна из версий, что он вообще не земной человек, а присланный... И как бы не человек, и поэтому вот так и сидит. И поэтому мы исключим возможное объяснение, что это некая божественная субстанция. Все-таки даже божественная субстанция должна выражаться через земное. Анализ ДНК покажет нам, является он родственником той группы людей, которая имеет к нему отношение, или нет. Я видела мнение одного из сотрудников Московского центра биомедицинских технологий, занимающегося проблемой сохранения тела Ленина, — он предположил, что у Этигэлова был дефект гена, который в норме ускоряет разрушение клеточной структуры тела после смерти. Благодаря исследованиям мы выясним, есть ли там дефектный ген или нет, и какой. Для буддистов, конечно, это пример силы разума. Интеллект для них, разум — это основа существования всего живого. А нам если удастся обнаружить какие-то ритмы или циклы деятельности мозга, это вообще будет потрясающе. Вряд ли удастся что-то объяснить, но во всяком случае...



В рамках той программы, которую вы предполагаете осуществлять, есть часть, связанная с исследованием мозга?
Да. Принцип подхода такой же, как предполагают буддисты, — что он жив. Собственно, это тело выглядит, как будто Этигэлов умер день назад, поэтому нельзя его воспринимать как мертвое тело. Все показатели противоречат тому, что мы знаем о мертвом теле — тем более если оно в таком виде уже сохранилось на протяжении 77 лет. Причем заметим: когда я говорила буддистам, что хочу посмотреть глаза, они мне говорили: нет, глаза открывать мы не будем, они скорее всего вытекли. Но наши физические антропологи сказали: «Нет, у него глазные яблоки на месте». А они знают, что говорят.

Конечно, мы можем позволить себе делать только того, что возможно сделать с живым человеком, — например, ДНК мы можем исследовать по вынутому волоску, это не является ни оскорблением, ни нарушением целостности тела. Исследования, связанные с использованиями различных излучений, приходится исключать, поскольку раз нам не понятна сущность феномена, то никто не может предположить, что именно способно разрушить это удивительное равновесие тела монаха.



А в буддизме не принято тревожить тело после смерти?
Да, не принято. В любом случае, раз они считают, что это живое тело, тем более нельзя. Как с любым живым человеком можно делать только то, что он разрешит с собой делать. Поэтому, по словам Хамбо ламы, и с Этигэловым можно делать только то, что он разрешит с собой делать. Поскольку он нам прямо ответить на это не может, мы должны вмешиваться по минимуму. И это, наверное, правильная позиция. Можно провести внешние исследования — контроль температуры, внешние изменения, отслеживать их динамику, вес. Можно смотреть, происходят изменения или не происходят. Они мне рассказывали, что взвешивание тела показывает изменения в весе — становится то больше, то меньше. Мне это кажется невероятным. И пока не будет организован достоверный мониторинг и я не получу этих данных, я не могу принять такие утверждения. Тут нужны только объективные показатели, фотографирование каждую неделю с одной позиции, чтобы у нас был объективный ряд для сопоставления, а не впечатления. Врач, который исследовал вручную сердечную деятельность, осторожно сказал, что сердечной деятельности нет, но якобы есть кранео-сакральный (черепно-крестцовый) ритм — ритм сжатия, как бы пульсации костей мозга. Но опять же, мы сможем осмыслить эту информацию, только когда получим эти данные зафиксированными аппаратами.



Галина Гавриловна, получается, что вы первый человек, который приехал поговорить с ламами именно с научной точки зрения. Как вам все это увиделось?
У меня ощущение, что особо образ жизни лам это событие не изменило. Этигэлов постоянно находится в сакральной части храма, куда женщинам попасть нельзя, да и вообще попасть можно только по разрешению Хамбо ламы. По праздникам шесть раз в год его переносят в другое помещение, где проходят собрания, хуралы, и люди могут увидеть его и даже потрогать. Это самое ужасное для меня, потому что каждый приходит со своими микробами. Но само присутствие Этигэлова абсолютно не превращено в шоу, а отношение к нему очень деликатное и осторожное. То есть буддисты исходят из позиции: как это нужно самому Этигэлову, так и должно быть. Это, может быть, удивительная позиция, особенно если сравнивать с православной церковью, которая изо всего устраивает спектакль. Тут же прямо противоположное отношение. И очень деликатное. Это святыня, но святыня находится у каждого внутри, и никто ею не размахивает. И наверное, буддисты правы.



Насколько я поняла, само это место произвело на вас особое впечатление?
Да, это место действительно производит впечатление удивительное, потому что там в каждой деревне совершенно обычные крестьяне хранят списки, кто от кого произошел чуть ли не какого-то бесконечного колена, и семейные хроники. Это память, которая свидетельствует о некой глубокой культурной традиции.

И вместе с тем, удивительна сама природа. С одной стороны, это степи, казалось бы голые и пустые, и среди степей вдруг появляются озерки растительности — как в тропиках. И оказывается, что это линзы вечной мерзлоты, которые выходят небольшими площадями к поверхности земли. И вот на них благодаря постоянной влажности собираются естественным образом все растения-эндемики большого региона. И если даже происходит какая-то экологическая катастрофа, эта линза вечной мерзлоты способна возродить жизнь на всем этом большом пространстве. Это, конечно, удивительная вещь, потому что воочию видишь возрождение природы, и сама природа создает условия для возрождения. Если перенести эту идею на людей, то бурятский буддизм, как особая северная школа тибетского буддизма, и возвращение Этигэлова предстают своеобразной «линзой», которая заставляет всех и взглянуть по-новому на свою жизнь, и открыть нечто подлинное, настоящее, как если бы вдруг обнаружился выход в совершенно неожиданное пространство параллельного мира.


   ОтключеныЛичная галерея ДаульПросмотреть профильОтправить личное сообщение
фан



 Пользователь Страница пользователя в социальной сети Пригласить в чат 

Зарегистрирован: 12 Май 2008
Сообщения: 1469
Откуда: Москва
Репутация: 65.9
blank.gif
СообщениеДобавлено: Сб Май 14, 2005 11:00 am  Заголовок сообщения:   Ответить с цитатойЦентр страницыВернуться к началу

2 Дауль
Тисни в личку
 Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку . Хочется про Китай общнуться.


   ОтключеныЛичная галерея фанПросмотреть профильОтправить личное сообщение
Дауль



 Пользователь Страница пользователя в социальной сети Пригласить в чат 

Зарегистрирован: 12 Май 2008
Сообщения: 190

Репутация: 11.8
СообщениеДобавлено: Сб Май 14, 2005 11:00 am  Заголовок сообщения:   Ответить с цитатойЦентр страницыВернуться к началу

фан
мой мэйл:daul@zmail.ru, пиши


   ОтключеныЛичная галерея ДаульПросмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему Предыдущая темаEmail другу.Список пользователей, просмотревших темуСохранить тему как файлPrintable versionВойти и проверить личные сообщенияСледующая тема

Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
 
реклама
 
 
 
реклама
Строение, заболевания и лечение суставов
 
Строение позвоночника
 
Влияние компьютера на здоровье человека
 
Диагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата
 
Методы лечения болей в спине при остеохондрозе и грыжах межпозвонковых дисков
 
Операции на позвоночнике при грыже межпозвонкового диска
 
Обзор медицинских исследований о лечении болей в спине
 
Научные данные и обзоры медицинских исследований о болях в суставах
 
Клиника тибетской медицины Тибет
реклама
 

Сервисы

 
Опросы о болях в спине и способах их лечения
 
Медицинский дневник самочувствия
 
Медицинские выставки
 
 
 
 
реклама
реклама
 

Ваше мнение о странице:
Для того, чтобы проголосовать за тему, вам необходимо авторизироваться или зарегистрироваться
 
 







Часовой пояс: GMT + 3

[ Time: 0.4031s ][ Queries: 43 (0.0875s) ][ GZIP on - Debug on ]