Напряжение удерживалось у нас и наших детей запредельно долго. Психологический и физический иммунитет ослаб.
Наблюдала в практике, что вирус напрямую связан
с фоном страха и тревоги.
2. В последние трагические, напряженные дни многие дети затихли.
Они будто закапсулировались и либо давали родителям
действовать или отгоревать, либо наоборот
всевозможными способами "вытягивали"
из процессов вне дома.
Взрослые, которые напрямую столкнулись с тем,
что угроза "животу- жизни" может быть очень близко -
транслируют это детям. Транслируют свой закономерный страх.
Детки его пытаются "переварить"
3. Если проблема в физическом теле -
сперва решаем с детками ее физическими методами.
Как бы я не верила в силу практик,
своему ребенку я вначале вызываю доктора,
сама параллельно делаю то, что умею и чувствую.
Только доктора стараемся выбирать того, кот верит в потенциал здоровья, а не потенциал болезни.
4. Сейчас пишу не как медик.
Температура - быстрый способ "сжечь" напряжение.
Быстрый способ отвлечь родителей от всего,
перефокусировать и...задержать дома.
Дети неосознанно удерживают родителя и
себя от возможной опасности - используя тот способ,
который у них есть в запасе - телесный.
5. Многие дети 7-12 лет просто не отпускают сейчас от себя родителей. Возможно обострение страхов, того, с чем уже давно,
в 4 года справились.
Уже взрослые дети могут "висеть" на мамах
(если я отпустил папу, мне нужна гарантия безопасности
хотя бы одного).
6. Дети 10-12-14 лет - которые чувствуют в себе силы действовать (подростков вообще сложно остановить),
чувствуют гормональный прилив -
для того, чтобы снять у них напряжение -
их активность нужно не гасить, а направлять.
Иначе она либо выльется в протест,
либо уведет в виртуальный компьютерный "дом".
Понаблюдайте, у подростков тяга к играм в последние дни усилилась - из безопасный способ отреагировать напряжение и страх.
Им нужно давать конкретные задания, следить за тем, чтобы была телесная нагрузка (хоть зарядка). Им обязательно нужно объяснять, избегая картинок, подробностей - что происходит в стране.
Но если малышам мы рассказываем и успокаиваем,
старших мы вызываем на диалог - даем отреагировать ситуацию.
Задаем вопросы, на которые ребенок может дать реакцию.
1. Вразы увеличиваем телесный контакт.
Гладим, массируем, тискаем даже взрослых детей.
2. Сооружаем дома домик или халабуду.
Играем в прятки. Делаем "схованки".
Нам нужно создать метафору дома в доме - безопасного пространства,
домика, кот бы ребенок сам своим контролем создал
и в который может "нырять".
В этом домике можно поселить маленькие игрушки (по сравнению с которыми ребенок был бы "старше")
3. Выбираем какую- нибудь одинаковую деталь - браслет, значок, переводное тату, брелок - что- то, что показывало бы ребенку "связь" - мы вместе.
У нас есть похожести. Я с тобой.
Когда мы уходим из дому -
акцентируем внимание на этой детали - смотри, мы банда.
4. Понимаем, что ребенку любого возраста может быть страшно, тревожно, грустно. Если ребенок делится тем, что чувствует - не оцениваем, слушаем, находимся рядом, поддерживаем.
Самое страшное - признаться в том,
в чем чувствуешь уязвимость, и не быть принятым.
5. Когда папа- мама уходит, ребенок не хочет отпускать -
фраза - долгие проводы- лишние слезы - бред!
Даем ребенку наполниться, попрощаться.
Поверьте, этот минимальный временной вклад даст больше вашим отношениям и здоровью ребенка, чем ваши рациональные действия.
Можно долго обниматься - наполняться любовью.
Каждый вдох- выдох - как насосик...
Можно прилипнуть 'липучками" и отлипать друг от друга...
Можно придумать секретное рукопожатие...
Нужно говорить - я приду, когда стрелка часов будет...,
можно сказать ребенку, что все мы связанны невидимыми нитями любви. И от папы- мамы к детке из сердца тянутся такие золотые- белые нити, кот никогда не рвутся.
Папа и мама всегда чувствуют своего ребенка.
И всегда с ним, где бы ни были. Когда ребенок волнуется о родителе - он может "смотреть" на эту ниточку связи.
И родитель обязательно почувствует поддержку....
Ребенку, как и взрослому важно чувствовать контроль над чем- то. Вместе со взрослым - можно делать обереги, вырезать ангелов из бумаги, что- то делать из войлока...
представлять, будто папа, который патрулирует ночью, одет в светящийся плащ неуязвимости...
6. Игры:
1.рисуем силуэт человека (можно как пряничный человечек) - предлагаем ребенку разрисовать человечка "цветом здоровья".
Особенно тщательно разрисовываем те местечки, кот болят.
2. Ниткой на полу "прочерчиваем" круг. Это стены замка.
Ребенок становится в центр круга.
Мы говорим, что стены замка - это иммунитет. Который мы сейчас будет тренировать . Бросаем в ребенка подушками, приговаривая - а вот это злобный вирус простуды.
Ребенок должен отбыть от себя подушку, так бросаем минимум 5-6 подушек. Можно заодно и бросать в ребенка словами, на которые он обижается в школе- садике.
И их тоже нужно отбить, не пуская в границы. Заканчиваем игру - чуть меняя правила. Бросаем какие- то хорошие словечки, кот ребенок ловит и кладет возле себя в замке.
3. Берем губку для мытья посуды. Окунаем в акварельную краску. Говорим ребенку - губка - это твое тело. Сейчас оно впитало много грязи - давай его почистим. Под водой ребенок моем, выжимает губку.
4. Сочиняем вместе с ребенком рецепт напитка "здоровья счастья и любви" - рисуем кубок, в него "кладем" то , что вместе придумаем. Затем, реальную красивую чашку или бокал наполняем водой- чаем с вареньем и выпиваем, как эликсир.
4. Представляем, что вирус- болезнь - живая и мы хотим с ней познакомиться и договориться. Чистой водичкой понарошку вымываем ее из тела, смотрим с расстояния 1-2 метров.
На что похожа? Чего хочет? Чего решила поселиться в ребенке?
Помогаем установить диалог - можно весь этот процесс зарисовывать. по мере того, как мы будем общаться с болезнью, она будет менять форму. В конце работы - может трансформироваться во что- то неожиданное - силу, радость, здоровье, подарок....
5. Рисуем (воображаем) мир, самый добрый и безопасный.
6. Для детей, кот тревожаться и не могут расслабиться. Создаем (рисуем, придумываем, делаем) сейф - сундук- хранишище, в которое на время сложим страхи, тяжелые мысли и воспоминания.
(Можно в виде рисунка, фигурки лего, пластилиновой фигурки, росто в воображении).
Это сейф отнесем далеко- далеко, на другую планету, на дно океана, в далекий лес... но ключ от него сохраним - можно отдать маме или на хранение.
Так ребенок сможет дистанцироваться от переживаний, хоть на время.
7. Даем ребенку в руки ключ. Ключ - это метафора контроля, силы. Говорим, что это ключ твоей силы (смелости, здоровья....) вместе рисуем дверь и открываем. Ключик держим на видном месте.
Здоровья всеозможного всем.
--------------------------------------------------------------------
Конец цитаты.
Повторю что относится ко взрослым:
1. В разы увеличивайте телесный контакт.
Гладьте, массируйте, дотрагивайтесь друг до друга.
У меня сын заболел, дочь тоже себя плохо чувствует, вчера отца скорая увезла и двое рабочих слегли. Ещё много знакомых заболело, каждый со своими болячками. Причём здесь Майдан...На прошлой неделе была серия больших взрывов на солнце. А я пережил сильный "стресс" по поводу выселения меня из квартиры и жив здоров, фигня всё это))
Да, кстати...вспоминаю армейские годы. Я наверное никогда так в жизни долго не находился под хроническим срессом. Моё нервное напряжение было на пределе. Я разбил табурет об голову своего сержанта, я не хотел ходить строем и поворачиваться на ле-на-право. Я грыз от злобы по ночам подушку. Неволя меня сильно угнетала. За два года у меня только один день была температура, головных болей не было. А приехал домой в сытую счастливую жизнь...и началось. То понос, то золотуха))
Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:
Да...и на зарядку в армии я по утрам не бегал, так как был "художником" и целыми днями просиживал задницу в кабинете замполита, работал до полуночи, спал до завтрака. Я вёл скотскую жизнь, ел всякую гадость, курил как паровоз и вечно нервничал и был самым несчастным человеком на земле, но пыхал здоровьем)) Пожалуй это были самые здоровые годы за всю мою жизнь.
В армии я тоже болел два раза - раз день, раз ночь. Служил в т.ч. и в Азербайджане, 70 км от Карабаха, попал как раз после Бакинских событий. Так шо хочу сказать - солдат Советской Армии население очинно уважало и почти страстно любило в тот момент. Наверное, на фоне чего-то. Ну и этот пост на фоне чего-то написан был, думаю.
Да, слово "майдан" не для пиара, мое мнение - там грязь редкостная и замес еще далеко не кончился.
Просто я сам не сразу врубился о каких нехилых событиях он пишет - у нас-то тихо. Это чтоб обозначить "зону боевых действий в городе, где живут и дети тоже".
1. Здоровье у всех разное и реакция на стресс - тоже.
2. Стресс бывает разным. Одно дело - это нервное напряжение, но ты знаешь чем всё закончится и надо тупо потерпеть. Это я к армии. Другое дело - стресс на неопределенности. Это уже про Майдан.
Отношение к армии у всех разное - для кого-то честь, для кого-то - повинность. Я с уважением отношусь к тем, служит в армии, отслужил или только собирается - по своему желанию. Да, я знаю, что творится в армиях вообще, что может твориться сейчас - отец служил, муж служил, друзья, моложе лет на 10 меня, тоже служили (не так давно). Но все эти войны и переживания и правда здорово подрывают здоровье. И не только взрослым. Спасибо за ветку - интересно было прочесть.