Информация
 
 
реклама
 
Строение, заболевания и лечение суставов
 
Строение позвоночника
 
Влияние компьютера на здоровье человека
 
Диагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата
 
Методы лечения болей в спине при остеохондрозе и грыжах межпозвонковых дисков
 
Операции на позвоночнике при грыже межпозвонкового диска
 
Обзор медицинских исследований о лечении болей в спине
 
Научные данные и обзоры медицинских исследований о болях в суставах
 
 
Сервисы
 
Медицинский форум
 
Опросы о болях в спине и способах их лечения
 
Медицинский дневник самочувствия
 
Медицинские выставки
 
Календарь событий
 
 
реклама
Врачи, клиники и санатории, которые предлагают свои услуги в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата
 
 
реклама
 
 
Статьи
 
 
Миниинвазивная замена тазобедренного и коленного сустава с полной реабилитацией в Чехии
реклама
реклама
 

Ваше мнение о странице:
Для того, чтобы проголосовать за тему, вам необходимо авторизироваться или зарегистрироваться
 
 





реклама

Мяч

 

Его Величество МЯЧ, или Подсказка родителям будущих первоклашек.


    Многочисленные экономические и бытовые проблемы отвлекают молодых родителей от факта осознания неправильного образа жизни, который ведут их дети. Но стоит ли дожидаться, когда у вашего первоклассника появится чувство "усталости" в спине, головные боли и снижение успеваемости?
    Сегодня мы поговорим о том, что именно можно успеть сделать озадаченным и любящим родителям шестилеток для более полной подготовки ребёнка к школе!

Невероятное? Нет, очевидное!


    Боли в позвоночнике или суставах, нарушения осанки, синдром вегетативной дисфункции, мигрени - это непонятные и неинтересные, но самые настоящие "страшилки" для детей дошкольного возраста. Эти же самые "страшилки" НЕ являются предметом переживаний или размышлений для подавляющего большинства родителей шестилеток - ведь им нужно решить так много серьёзных вопросов: выбор школы и конкретной программы обучения, поиск сильного педагога, полноценные подготовительные занятия в течение хотя бы года до волнующего 1-ого (самого первого) сентября.
    Куплен красивый рюкзачок, выходные туфли и бантики, пиджак и первый в жизни галстук… Звенит звонок, и - начинается новая жизнь: бурная, яркая, долгожданная. О том, что первоклашкам предстоит проходить период адаптации первые 2-3 месяца (а кому-то и дольше) - об этом сегодня многие родители знают. И тем не менее, не используют в полную силу то драгоценное время, когда детям ещё не надо делать каждый день уроки и непривычно рано вставать.

    Причин, по которым в жизнь первоклашек входят такие недетские диагнозы как "синдром хронической усталости" и "головные боли" - множество. Но все они являются звеньями одной цепочки, ведущей общество в недалёком будущем к такой глобальной проблеме как слабое поколение.
    Будущим первоклашкам придётся столкнуться с некоторыми серьёзными моментами в своей жизни, от которых сложно защититься:
    а) Насыщенность школьной программы.
    Стоит ли критиковать педагогов за то, что нагружают малышей знаниями, если мы хотим дать детям полноценное образование? Целесообразнее научить ребёнка правильно планировать свой день ещё в дошкольный период!
    б) Персональный компьютер - обязательный атрибут современного человека! Вряд ли с данным утверждением кто-то станет спорить. И дошколята порой шустрее взрослых завоёвывают почётное право именоваться "пользователем"! Только не будем забывать, что влекущий, как магнит, монитор никогда не заменит подвижные игры и свежий воздух.
    в) Далёкие от идеала уроки физкультуры во многих школах.
    Порой учителя физкультуры не имеют необходимых знаний по физиологии и анатомии детского организма, особенностям роста и развития в различных возрастных группах. А также не имеют практики по грамотному построению урока как тренировки. И для неподготовленных первоклашек первые уроки физкультуры становятся своеобразным стрессом.

    Но многое из того, что отнюдь не укрепляет здоровье будущего школьника - можно исправить.
    а) Нерациональное использование свободного времени
    Особенно это касается тех шестилеток, которые не посещали детский сад: к завтраку не опаздывают, постель застилают к обеду, гуляют в любое удобное время, интересный фильм бабушка не даст пропустить, разбросанные книжки и карандаши можно и завтра убрать - нет проблем!
    И возникающая как "из-под земли" жёсткая необходимость соблюдать режим становится немалым стрессом. Конечно, добиться от ребёнка всего и сразу - невозможно. Во избежание лишних переживаний старайтесь заранее приучать дошкольника и пораньше вставать, и следить за порядком в своей комнате, и в определённые часы завтракать-обедать-ужинать, и во время ложиться спать. Помогая детям правильно спланировать свой день, мы учим их выделять время для регулярных занятий здоровьем - бассейн, спортивные секции, гимнастика, и т.п. Мало того - это должно постепенно стать образом жизни, потребностью, удовольствием! Здесь никак не обойтись без психологической поддержки родителей. А это означает, что вам - мамам и папам, бабушкам и дедушкам - придётся позаботиться о серьёзной перепланировке всей рабочей недели и выходных дней: и всё ради того, чтобы заранее объявить войну гиподинамии, защитив своего первоклашку.
    б) Низкий уровень просветительской работы
    Всё ещё имеет место повальное невнимание к гиподинамии со стороны педиатров: многие проблемы со здоровьем не рассматриваются как неизбежное следствие этого современного "монстра". Гораздо чаще обсуждаются новомодные пищевые добавки, чем выделяется время для разговора с родителями о необходимости регулярно делать гимнастику, систематично заниматься закаливанием и т.д. Некоторые врачи-педиатры всё ещё забывают о том, что за счёт прекрасных компенсаторных механизмов детский организм значительно дольше не подаёт тревожных сигналов с просьбами о помощи…

    Что получаем мы при пересечении всех факторов и причин, влияющих, так или иначе, на здоровье наших детей и в совокупности называющихся "гиподинамия"? Мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем и, как следствие, - маячащие в недалёком будущем проблемы со здоровьем.
    Не предпринимая необходимых мер, мы отправляем в результате наших первоклассников в долгую и непростую дорогу с пустым "рюкзачком здоровья"…

Старый знакомый или новый Друг?


    Итак, познакомимся заново с Мячом - старым другом всех без исключения детей. Нет-нет, речь идёт не о том мяче, который гоняют ногами в каждом дворе и берут с собой в поход для игры на солнечной полянке, а с МЯЧОМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ - красивым, уважаемым и обязательным атрибутом любого современного реабилитационного или оздоровительного центра.
    В детских Фитнес-программах уже давно применяются разнообразные мячи, и термин "фитбол" стал очень популярен. Занятия на мячах существенно укрепляют мышечный корсет дошкольников, готовя малышей к будущим сложностям школьной жизни. И в Москве, и вне столицы работники системы дошкольного воспитания всё активнее включают гимнастические мячи в структуру занятий.
    Правда, участие детей, уже имеющих разнообразные проблемы со здоровьем, в фитнес-программах - весьма проблематично. Комплексы упражнений для детей должны разрабатываться при участии врача-педиатра, с учётом индивидуальной симптоматики и конкретного диагноза. А инструктор, который в течение многих занятий будет обучать ребёнка, помогать ему и корректировать динамичную лечебную программу, должен обладать опытом работы с детской патологией.
    Это стало основной причиной создания лечебно-оздоровительной программы для детей с использованием гимнастических мячей.

Почему именно МЯЧ?


    Низкочастотные колебания, получаемые от мяча при выполнении на нём определённых упражнений, обладают прекрасным терапевтическим эффектом. Лишь на мяче можно смоделировать некоторые движения, подобные движению на лошади при лечебной верховой езде. И многолетняя практика лечебной верховой езды это подтвердила: положительный эффект от воздействия низкочастотных колебаний на глубокие мышечно-связочные структуры очевиден.
    Разнообразие существующих гимнастических мячей позволяет эффективно использовать их при выполнении упражнений, защищая проблемные зоны растущего организма ребёнка - с одной стороны, и поэтапно усложняя лечебные комплексы - с другой стороны.
    К тому же, занятия с мячом зрелищны, интересны для детей - а это очень важно для усиления мотивации при необходимости заниматься здоровьем.
    Если говорить о целях, достижение которых преследуется в программе, то они достаточно традиционны и крайне важны:
- профилактика мышечной недостаточности и нарушений осанки
- совершенствование координации движений, коррекция неправильных двигательных стереотипов
- профилактика развития плоскостопия
- профилактика и лечение функциональных нарушений со стороны многих органов и систем (головные боли, дискинезия желчевыводящих путей, частые или хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, вегетоневрозы, ослабление механизмов иммунной защиты, состояния после травм и пр.)
- обучение детей работе на мяче с целью дальнейшего использования полученных навыков при занятиях в домашних условиях
    Существование мячей различных форм и размеров даёт возможность ведения активных лечебных занятий одновременно с разными возрастными группами детей, не имеющих специальной физической подготовки, но с уже выраженной скелетной асимметрией и мышечным дисбалансом.
    Использование мячей заданного напряжения необходимо при работе с ослабленными детьми, у которых значительно удлиняется период адаптации к непривычному режиму регулярных занятий.
    Многообразие мячей даёт возможность специалистам, работающим с детьми, расширять показания к применению лечебных упражнений с мячами. Например, массажные мячи гораздо интенсивнее воздействуют на заданные области и эффект от их применения более яркий. Но длительность процедуры по той же причине должна существенно уменьшаться. Мячи массажные в дополнение к общей оздоровительной программе используются при работе стопами (например, при плоскостопии), с целью улучшения трофики (например, при гипотрофии мышц), и во многих других случаях.
    Аналогично лечебному воздействию при работе на тренажёрах с отягощениями, работа на гимнастических мячах с применением дополнительного оборудования ускоряет ожидаемый терапевтический эффект по сравнению с традиционной ЛФК. Многообразие современного гимнастического оборудования - эластичные амортизаторы, гимнастические палки, утяжелённые мячи маленьких размеров, гантели и др. - помогает адекватно подобрать для каждого пациента удобную и эффективную форму работы.

Вези меня, Лошадка-Мяч!


    Вся лечебно-оздоровительная программа состоит из нескольких тематических частей, чередующихся в соответствии с классическими правилами ведения реабилитационных программ.
    В неё включёна гимнастическая часть. Это так называемая Баланс-гимнастика - комплекс движений, подобных движениям пациента во время лечебной верховой езды (элементы иппотерапии), воссозданных с применением гимнастических мячей.
    Многим детям в связи с опасностью падения с лошади изначально противопоказаны занятия иппотерапией, хотя она и является эффективным методом реабилитации при достаточно тяжёлой патологии.
    При работе на гимнастическом мяче или выполнении упражнений с ним отсутствует риск возникновения серьёзных травмирующих ситуаций. А малый травматизм исключён при соблюдении инструктором по ходу проведения гимнастики заранее продуманных мер безопасности.
    Основные факторы и цели Баланс-гимнастики следующие:
- использование низкочастотных колебаний, пассивно получаемых пациентом при выполнении упражнений на мяче, для снятия спазма глубоких коротких мышц позвоночника и восстановления нарушенных двигательных стереотипов
- обучение балансировке на мяче, переносу веса тела в заданное положение, синхронизации движений
- ликвидация ригидности приводящих мышц бедра с восстановлением объёма движений в тазобедренных суставах
    Комплекс Баланс-гимнастики является динамичным и регулируемым, и выполняется в заданном инструктором ритме. Разработанные тактические и игровые приёмы, защищающие детский организм от переутомления, применяются исключительно индивидуально по ходу выполнения Баланс-гимнастики. Они обеспечивают своевременную релаксацию, не прерывая общую программу.
    Игровые приёмы при работе с детьми способствуют дополнительной психо-эмоциональной разгрузке, сохраняя интерес к занятиям, а тренировка по переключению внимания стимулирует более динамичное протекание психических процессов.
    В структуре программы определённое место отводится обучению контролю над своим телом. Для этого используется опыт Хатха-Йоги - выполнение определённых поз (асан) и контроль дыхания (пранаяма). Кстати, гимнастический мяч нашёл своё достойное применение и в этой части программы.

Ещё есть время…


    Гимнастический мяч, "поселившись" во многих семьях, становится всеобщим любимцем! Папы умудряются водрузить на него ноги, расположившись на диване перед телевизором, или разгружают спину, пересев на мяч при длительной работе за компьютером (хорошо, если это станет доброй привычкой и для будущего школьника). Мамы активно укрепляют пресс и расстаются с лишними килограммами. Ну, а дети используют старого-нового Друга и в играх, и, что самое ценное, в самостоятельных занятиях, фантазируя при изобретении новых упражнений. Поэтому полезно не только пройти с ребёнком специальный курс занятий, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни.
    Участие в лечебных программах продиктовано, как правило, уже возникшими проблемами со здоровьем. Но пока этого не случилось - сделайте всё зависящее от вас, чтобы ребёнок сел за школьную парту физически окрепшим.
    Обратитесь к специалистам, чтобы они заинтересовали ребёнка нестандартным подходом к занятиям, мобилизуя зарождающиеся волю и трудолюбие! От того, каким будет "старт", зависит не малое - желание заниматься собой возникает или когда "уже болит", или когда ребёнок начинает себя уважать за реальные результаты! Покажите ему, что вы горды его начинаниями - и он будет стараться изо всех сил радовать вас новыми умениями (а не рекордами!), укрепляя тем самым здоровье, и постепенно становясь более ловким и сильным.
    Не упустите время… Научите своих беззаботных шестилеток получать радость от движения! И этот багаж, можете быть уверены, они возьмут с собой в дорогу! А "рюкзачок здоровья" поможет им стать счастливыми!…
    Вдумайтесь в слова А. Шопенгауера: "Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья".

Как выбрать МЯЧ


    При выборе мяча для своего ребёнка не спешите проводить поиски по рынкам, где продукция стоит значительно дешевле, но за её качество никто не отвечает, гарантий не даёт, а подлинность гигиенического сертификата не доказуема.
    К качеству гимнастических мячей, использующихся в оздоровительных программах, предъявляются достаточно строгие требования, основанные на особенностях технологического процесса изготовления мячей.
    Товарный знак или логотип на мяче не должен усыплять бдительность родителей и быть единственным критерием оценки: далеко не все мамы и папы знают лидеров-производителей гимнастического оборудования.

    Поэтому старайтесь обращать внимание на следующие признаки, характеризующие товар низкого качества.
    1) Недостаточная или чрезмерная упругость.
    При лёгком надавливании на мяч ладонь должна пружинить, легко отскакивая от него, а не встречать чрезмерное ответное сопротивление и не погружаться внутрь. Если вам покажется, что материал, из которого сделан мяч, слишком тонкий, попробуйте как бы ущипнуть мяч - образование многочисленных мелких складок подтвердит низкое качество товара.
    Качественный мяч должен обладать высокой пластичностью - при повторном надувании восстанавливать форму без образования складок, морщин или трещин.
    Прочность так же является важнейшей характеристикой материала, из которого сделан мяч. От неё зависит его упругость, пружинящие свойства и, следовательно, функциональные возможности. Качественные мячи изготовлены из высокопрочной резины и рассчитаны на нагрузки от 300 до 1000 кг. Существуют мячи с антивзрывной системой (АВС), что особенно актуально при работе с детьми.

    2) Несовершенство формы или шероховатость поверхности.
    Швы, образующиеся на качественном мяче при соединении деталей, практически незаметны визуально и неощутимы при занятиях, чего нельзя сказать мячах неизвестных производителей (там всегда присутствует облой - заусенцы, рубчики и волокнистые структуры, что является доказательством допущенных технологических ошибок или неудовлетворительной последующей обработки).
    Нипель на фирменных мячах безупречно впаян внутрь, и никак не может помешать в работе, цепляясь за ковровое покрытие или за одежду, и уж тем более не может травмировать кожные покровы. В поддельном товаре нипель заметно выпирает, часто оказывается просто приклеен, и нарушает естественную форму мяча.

    3) Неудовлетворительные электростатические свойства (прилипание к мячу мелкого мусора и пыли).
    Современные технологические процессы, которые применяются при производстве мячей высокого качества, не допускают подобных свойств.
    Хорошие мячи обладают удовлетворительными антистатическими свойствами, облегчая обработку их поверхности, сделаны из гипоаллергенного экологически чистого материала и не содержат опасных для здоровья примесей.

    4) Пористость поверхности.
    Такой мяч впитывать влагу, пот, запахи, что противоречит гигиеническим требованиям и может принести вред здоровью ребёнка..
    Качественный мяч всегда будет тёплым на ощупь по сравнению с холодным мячом-подделкой. Тогда как дешевые мячи часто бывают "липким" на ощупь или даже скользким - и выполнение упражнений в этих случаях окажется крайне затруднительным для ребёнка.

    4) Цвет мяча.
    Фирменные мячи, как правило, выпускаются самых разнообразных цветов (натуральные тёмные и светлые, металлик, прозрачные, с картинками, и т.п.), а среди подделок преобладают фосфорно-ядовитые или ярко-радужные расцветки.

Как выбрать мяч    5) Диаметр мяча следует подбирать внимательно, и делать это в зависимости от роста ребёнка. Иначе малыш будет испытывать неудобства и неправильно выполнять упражнения, а неграмотное движение следует исключать с самого начала, чтобы не нанести вред здоровью.
    Измерьте длину руки ребёнка, вытянутой вперед или в сторону, от кончиков пальцев до плеча (плечевого сустава). Диаметр мяча должен быть либо равен этой цифре, либо на 10-15 см меньше, но никак не больше найденного числа. К тому же на каждой упаковке качественного мяча подсказка - простое и понятное схематическое изображение для подбора нужного диаметра.

    На сегодня известны безусловные фирмы-лидеры по выпуску гимнастических мячей - это TOGU (Германия), Ledraplastic (Италия), REEBOK. Авторитетные организации в России, являющиеся их официальными дистрибьюторами и занимающиеся продажей качественного оборудования, помогут выбрать нужный размер мяча соответственно росту ребёнка, порекомендуют необходимую литературу и дадут прочие полезные рекомендации.
    И тогда Его Величество Мяч станет добрым Другом, помогая вам, родителям, охранять здоровье ребёнка на пути к знаниям и совершенству!
АВТОР:
Воробьёва Виктория Викторовна
Педиатр, специалист по физической реабилитации, зав. отделением функциональной реабилитации "Центра доктора Бубновского"
http://www.bubnovskycenter.ru/
(статья была опубликована в журнале "Мой ребёнок")




 

 


Комментарии:







Реклама:
Медицинские центры, врачи


Опросы, голосования

    Загрузка...